Публикации

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕНИНГА

Поделиться

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕНИНГА
В КАЛИНИНГРАДСКОМ ИНСТИТУТЕ ЙОГИ

И.Н. Полтавцев
директор Калининградского (Балтийского)
института йоги и эзотерических знаний

Йога или ЙОГА-тренинг?

Часто спрашивают, где расположен наш институт. При этом часто мысленно рисуют картинку большого здания с колонами, залами, аудиториями, с чинно восседающими в позе лотоса профессорами в чалмах. И тогда приходится разочаровывать, говоря, что институт, это, прежде всего, методика, программы, стиль преподавания и характер занятий. Что это оздоровительная работа с новичками, и исследование слоев сознания с продвинутыми слушателями. Что это, наконец, подготовка дипломированных инструкторов по разным направлениям йоги.
А еще спрашивают, существуют ли для слушателей института какие-либо запреты на привычные радости жизни, и не противоречат ли занятия личным духовным поискам и принадлежности к какой-либо конфессии. Здесь приходиться разъяснять, что наша йога – это не секта, и не религия. Что это рациональная и очень разумная система самосовершенствования и саморегуляции как на физическом, так и на психическом уровне. И что йога бывает разная. На Востоке ей дают расширительную трактовку. По ней йога – это путь к богу через укрощение плоти (аскетизм) и самопогружение (аутогипноз и прекращение мыслительного диалога). На Западе под йогой принято понимать систему специфических гигиенических, физических, дыхательных и психологических упражнений, направленных на улучшение самочувствия, в конечном счете, на укрепление здоровья. Говорим, что в России еще не все школы йоги самоопределились по данному вопросу и поэтому и в головах, и в программах обучения часто происходит путаница. В нашем же институте с этим все в порядке и чтобы дистанцироваться от расширительной трактовки йоги свои занятия мы называем ЙОГА-тренингом.
Конечно, еще спрашивают, какую из популярных школ йоги мы представляем. И это трудный вопрос. Гораздо проще присоединиться к какой-либо традиции, чем обосновывать и отрабатывать свое собственное направление. И тогда мы говорим, что простройка поз у нас по Айенгару, но позы у нас другие, доступнее. Новичков мы вначале учим здоровому образу жизни, но не вообще, а в контексте ЙОГА-тренинга. Постепенно подтягиваем их до уровня, когда они способны адекватно воспринимать сильные физические нагрузки. Объясняем, что у каждого серьезная перспектива и работы не только с телом, но и с психикой, и с сознанием.

Какую йогу выбрать?

Мне кажутся странными споры о том, какая йога правильнее и лучше. Считаю, что йогу нужно подбирать в соответствии, во-первых, со своими возможностями. И только, во-вторых, в соответствии со своими запросами и интересами. Естественно, в этом случае на первый план в качестве критерия допуска к йоге выдвигается уровень здоровья и, возможно, уровень физической подготовленности.

Здоровье, как критерий выбора направления (этапа) ЙОГА-тренинга.

Состояние
(уровень) здоровья
Этапы ЙОГА-тренинга Основные действующие начала йогатренинга Результат, как условие перехода на следующий этап
Болезнь Йогатерапия Индивидуальные рекомендации
по диете, гигиеническим упражнениям, облегченной физкультуре йогов и дыханию, начальной релаксации
Переход хронической болезни в стадию ремиссии
Третье состояние Начальная йога Ощелачивающая диета, пищевые разгрузки, кратковременное голодание, регулярные очистительные процедуры (нос, желудок, кишечник), облегченные упражнения,
очистительные типы дыхания, релаксация
Ощелачивание крови и появление чувства легкости в теле, разблокировка суставов, нормализация тонуса сосудов, контроль аппетита, усиление воли, преодоление лени
Практически здоров Оздоровительная йога Разгрузочная диетотерапия,
периодические гигиенические промывки,
позы до 30 сек. (перевернутые, на равновесие, гормонорегулирующие, суставные),
диафрагменное дыхание, глубокая релаксация
Устранение разнообразных вегето-сосудистых и функциональных нарушений, усиление неспецифического иммунитета, повышение концентрации внимания
Фактически
здоров
Классическая
йога Различные виды вегетарианства
Наули и др. сложные крийи.
Основные позы йоги в статическом исполнении с удержанием их от 1 до 3-5 мин.
Основные пранаямы, начала медитации
Повышение физической и интеллектуальной выносливости, достижение гормонального баланса, сила духа, сила воли.
Развитие творчества, интуиции
1-й уровень сверхздоровья Спортивная
хатха-йога Силовые висы, предельные скрутки.
Динамическое выполнение связок сложных поз, часто с параллельным медитативно-дыхательным тренингом, с задержками как на вдохе, так и на выдохе Достижение высокого уровня гибкости, растяжки, выносливости, силы, координации. Постижение начал волевого управления автоматическими функциями организма

В таблице указаны этапы ЙОГА-тренинга, какие трудно найти в реальной жизни. В рекламе мы встречаем объявления с совсем другими названиями школ и направлений йоги. Там не бывает начальной или спортивной йоги. И действительно, это условные, объединительные, обобщенные названия целых групп или классов школ и направлений. Возьму на себя смелость сделать примерную прикидку и распределить наиболее популярные и известные у нас направления по обозначенным группам.

МОДЕЛЬ ЭТАПНОСТИ ЙОГА-тренинга

Этапы
ЙОГА —
тренинга
Двигательная плотность тренировок Приблизительная периодичность и длительность тренировок Школы и направления, представленные в России
Йога
терапия
Плотность минимальная.
Статико-ритмичные комплексы облегченных поз терапевтической йоги с задержками на длину вдоха (выдоха). Большие перерывы в физической активности для пояснений и разговоров.
2-3 раза в неделю по 1 часу Наиболее полно направление представлено в книге Свами Шивананды
«Йогатерапия»
Начальная йога Плотность средняя.
Преимущественно статичный вариант выполнения поз с удержанием их до 30 секунд.
2 – 3 перерыва для релаксации (5+5+10мин.)
2-3 раза в неделю по 1,5 часа Стиль йоги под названием «Искусство жизни»
Равви Шанкара
Динамические медитации по Ошо и парная йога (Частичное совпадение)
Оздоровительная
йога
Плотность выше средней.
Статичный вариант выполнения поз с удержанием их до 1 минуты, включение в тренировочный комплекс сложных асан. Парные растяжки и динамические упражнения на разработку суставов. 2 – 3 перерыва для релаксации (5 + 5 + 10мин.)
3-4 раза в неделю
по 1,5-2 часа
Йога Свами Сатьянанды Сарасвати (Бихарская школа йоги, Мунгер, Индия)
Йога школы Свами Шивананды (Ришикеш, Индия)
Трай-йога Кали Рэй
(США, Калифорния)
Классическая йога Плотность высокая.
Статичный вариант выполнения поз с удержанием их от 1 до 5 минут в зависимости от уровня подготовленности ученика
До 6 раз в неделю по 2 часа Йога школы Б.К.С. Айенгара (Пуна, Индия)
В России это Центры Аштанга йоги.
спортивная йога Плотность очень высокая.
Быстрая (до 1 минуты) сменяемость с многократными повторами сложных асан, требующих высокого уровня силы, выносливости, гибкости, координации и растяжки
Ежедневно по 2 – 3 часа и более Аштанга Виньяса Йога — традиция Шри Т. Кришнамачарьи — Паттабхи Джойса (Майсор, Южная Индия). Школа Андрея Сидерского (Киев). Школа Андрея Лаппы (Киев) Черниговская школа интегрального тренинга

Предложенную таблицу можно, конечно, критиковать. И посвященные знают, что моторная плотность и периодичность тренировок являются весьма изменчивыми показателями, трудно поддающиеся систематизации, они могут оказаться вообще случайными величинами. Зато непосвященные благодаря такой таблице получают возможность примерить нагрузки на себя и сделать выбор, может более правильный и осознанный, чем при полном отсутствии качественных характеристик.
Ранжирование школ по уровню нагрузок создает дополнительные возможности и для проведения разнообразных исследования и даже статистического анализа. Например, мы обобщили данные опросов и анкетирования, которые в течении ряда лет проводили на своих различных массовых мероприятиях. Вопросы звучали так:
1) Какую йогу Вы бы выбрали для себя и своей семьи?
2) Какие возможности удовлетворения спроса на услуги йога-тренинга Вам известны?
И вот как выглядит сводка обработанных данных, представленная в виде столбиковой диаграммы.

Беби-йога   Детская    Йога-Терапия  Оздоровительная Классическая   Спортивная

 

Как видно по диаграмме, лишь на спортивную йогу спрос сегодня может быть полностью удовлетворен. По остальным видам наблюдается явное опережение спроса. Особенно отстает от спроса развитие сферы услуг по йогатерапии. Так же велик разрыв в случаях с беби-йогой (занятия с детьми от 0 до 3-х лет) и детской йогой (от 3-х до 12 лет). Лишь наполовину удовлетворен спрос на оздоровительную йогу.

Почему нет массовости.

Подобное положение связано, по нашему мнению, с отсутствием школ по подготовке преподавателей йоги, вернее, с нерациональной структурой уже имеющихся школ. Сегодня для России характерен крен в сторону спортивной йоги, можно даже сказать, что элитарно-спортивная йога противопоставлена йоге для народа. В Европе и Америке такого не увидишь, уровень предлагаемых услуг плотно следует за спросом и малейший разрыв быстро устраняется.
У нас дефицит инструкторов детской и оздоровительной йоги, полагаю, обусловлен следующими причинами:

  • Отсутствие национальной ассоциации преподавателей йоги, которая могла бы курировать подготовку кадров инструкторов в стране
  • Неразвитость в целом системы оздоровительных услуг и слабые традиции в этой области (советская система была больше ориентирована на спортивную подготовку, а не на оздоровительную работу)
  • Унаследованное от советского периода антагонистическое отношение к йоге (особенно детской) со стороны многих чиновников, занятых в надстроечных структурах систем образования, здравоохранения и спорта.
  • Недоброжелательная позиция церкви, которая не видит различия между ЙОГА-тренингом, как путем к здоровью, и йогой в расширительной трактовке, как путем к богу.
  • Доминированием в обществе наивных представлений, будто эффективность занятий йогой определяется сложностью выполняемых поз.

Давно назрело время поставить подготовку специалистов йогатренинга на поток. Преподаватели физкультуры в школах и детсадах должны владеть методикой ЙОГА-тренинга, иметь часы и программы для проведения уроков оздоровительной йоги.
Институты физкультуры и факультеты физподготовки университетов и пединститутов вправе включать в программу обучения студентов предмет ЙОГА-тренинга. Но прежде им самим нужны квалифицированные кадры преподавателей. Готовить их можно было бы централизованно на курсах специализации в одном из авторитетных Вузов России, Украины или Белоруссии. Правда, на первых порах неизбежны трудности, связанные с изданием учебника, утверждением школьных программ и т.п. Но и в коммерческом, и в нравственно-этическом отношении такой шаг мог бы быть вполне оправдан. Ведь речь, в конечном счете, идет о повышении культуры здоровья населения и, более того, фактически о выживании славянской нации, будущее которой сегодня в наших детях.
Опыт преподавания оздоровительной и развивающей йоги в школах и детских садах Калининграда показал, что детская йога может стать эффективным ответом на вызов времени, связанный с деградацией здоровья подрастающего поколения. В отличие от западного пути воспитания культуры здоровья, требующего огромных затрат на строительство спортивных залов и на их оборудование, наш ответ мог бы быть более экономичным и более эффективным. Ведь для преподавания йоги не нужно ничего, кроме квалификации учителя. Но чтобы сдвинуть дело, нужна большая государственная мудрость и немалая смелость. Есть ли это у нас? Хочется на это надеяться.

Проблемы подготовки инструкторов йоги.

Калининградский Институт йоги ведет подготовку инструкторов. Правда, если говорить о внутригородских нуждах, то наш товар штучный. Чаще это работа на выездных семинарах или по очно-заочной форме обучения. Существует небольшой опыт делегирования полномочий обучения и аттестации зарекомендовавшим себя школам и мастистым мастерам. Но в целом можно сказать, что массовости пока нет. Наши инструктора – это капля в море неудовлетворенного спроса. Каждый новый инструктор – это своего рода событие. Хотя нужно отметить, что в последнее время оживился интерес к получению квалификации инструктора здорового образа жизни, что равнозначно инструктору оздоровительной йоги. Эту тенденцию времени нужно отметить.

ЙОГА-тренинг для народа.

Программы обучения терапевтическому, очистительному и оздоровительному этапу ЙОГА-тренинга – это проблема. Программ обучения начальным этапам попросту нет. Последующие этапы – пожалуйста, море литературы и избыток учителей, демонстрирующих акробатику перед беспомощной публикой. Процент идущих за ними – минимален. По нашим исследованиям –это менее 10% от числа обратившихся или числа готовых заниматься началами йоги.
Более 15 лет нами было потрачено на то, чтобы дать ответ на данный вызов. Программы начального обучения – ноу-хау института йоги. В результате исследовательской работы сформировался синтез техник, методик, подходов и программ, который мы назвали «ЙОГА-тренинг делового человека». Акцент здесь на исключительно прикладную и рациональную основу занятий, ориентированных вначале на Здоровье, затем на гармонизацию психики (энергетики), и потом на развитие недостающих качеств, иначе говоря, на решение индивидуальной кармической задачи. Сейчас в институте йога преподается, фактически, по нескольким уровням:

  • Терапевтическая йога. В зависимости от состава группы занятия на этом уровне длятся от трех до восьми месяцев. Методика тренировок предусматривает плавное повышение физических нагрузок. Постепенность – здесь главный признак мастерства инструктора. Если уж приняли в группу йогатренинга, то стремимся никого не отсеивать, каждого подтянуть до состояния, чтобы он не выпадал из потока общего тренировочного процесса. В институте отработаны специальные терапевтические серии из упражнений, облегченных пранаям и коррекционных медитативных техник. Большая роль на этом этапе отводится семинарам за городом, где с применением мягкой сауны, реально осваиваются технологии чисток и принципы здорового образа жизни. В небольшой группе до 10 человек доходим до каждого. Взять, к примеру, промывание носа! Прежде, знакомство с этой техникой проходило на общих занятиях. Были рассказ о ценности процедуры, демонстрация, акцент на тонкостях, предупреждения о возможных ошибках и негативах. Казалось бы, все правильно, обучение простроено методически грамотно. Но опыт показал, что только 2-3 человека из сорока реально пытаются провести этот эксперимент на себе. Остальные считают, что процедура для них недоступна, либо откладывают до лучших времен. Совсем другое дело на семинаре. Пока народ в парилке восхищенно пережевывает подробности показанной перед этим демонстрации, инструктор, поочередно, с каждым в отдельности, осваивает технику в процедурном помещении. Результат – сто процентное усвоение. В дальнейшем не все, но подавляющая часть, практикуют эту технику. И, конечно, получают реальные сдвиги в состоянии. Это и снижение патологической зависимости от пищевого наслаждения, и стимулирование иммунной системы, и подготовка слизистой носоглотки к последующему освоению пранаям, и прямое воздействие на шестой энергоцентр «Аджну» с развитием способности к образному видению, как условию успеха в последующих медитативных практиках.

СХЕМА СЕМИНАРОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЭТАПА

Название Теоретическое содержание Ожидаемые результаты
Лимонный Кислотно-щелочной баланс (КЩР) крови. Природа соляных отложений Методы саморегуляции диетой и практиками йоги.
Лимонотерапия
Отказ от мяса животных. Самоконтроль КЩР по внешним признакам.
Водный Целебные свойства структурированной воды (талая, живая серебренная магнитная, кремниевая и др.) Информационные законы общения с водой внешней и водой внутренней (водная среда организма). Ритуалы информационного очищения жидкостей пищи. Переход на прием структурированной воды. Повышение культуры приема пищи.
Соковый Чистка и лечение живыми соками плодов, овощей, зерен и трав Замена плотных ранних завтраков свежеприготовленными соковыми коктейлями
Иммунный Органы иммунной системы Стратегия и тактика повышения иммунитета. Иммунномодуляторы. Постоянное внимание к иммунной системе. Ее питание и усиление.
Соевый Все о белках. Научные основы вегетарианства. Правда о группах крови. Технологии готовки, дегустация соевых блюд (соевый изолят, тофу, молоко, соевое зерно, окара) Переход на более жесткий вариант вегетарианства. Погашение дефицита белка соевыми продуктами.
Антипаразитарный Паразитарная теория рака и большинства хронических болезней. Паразиты в полостях, органах и в крови. Чистки Повышение бытовой гигиенической грамотности
Зерновой Все о крахмалах. Выбор – корнеплоды или зерно. Состав и лечебный потенциал различных зерен. Макробиотика Отказ от рафинированных крахмалов (картофель, мучные изделия)
Масляный Все о жирах. Роль в организме. Плюсы и минусы различных масел. Лечение маслами Осмысленное использование жиров в питании и быту.
Медовый Сахара в питании. Лечебное применение продуктов пчеловодства. Фальсификация меда. Дегустация Отказ от сахарозы. Ограничение легкоусвояемых углеводов.
Морской Все о соли, ее роль в организме. Бессолевая диета. Лечебное и магическое применение соли. Переход на применение соли в связанном виде.
Разгрузочный Кому и как можно и нужно разгружаться и голодать. Теория и практика разгрузочной терапии. Секреты и ошибки голода Выработка индивидуальной тактики пищевых разгрузок.

Как уже говорилось, на этих семинарах рассматривается не только теория йогатерапии, но проводится и практическое освоение очистительных техник крийя-йоги. То есть, охвачены все элементы йогатерапии, указанные Свами Шиванандой, причем, с попыткой дать современное научное обоснование древним истинам.
Мягкое нарастание нагрузок, системный подход, широкий охват рассматриваемых на занятиях вопросов и большое внимание к теоретическому обоснованию йогатренинга делают наши занятия привлекательными для людей зрелого возраста. Это значительная по численности группа населения, для которой иначе путь в йогу, практически, закрыт, поскольку занятия в молодежных центрах спортивной йоги не для них. В группах новичков таких большинство. И это благодарная публика. Они мотивированы на оздоровление и упорно работают над собой. Их успехи на пути к конечным целям йогатренинга, порой, даже выше, чем у молодежи.

  • Начальная йога. Предназначена для относительно здоровых. Для них терапевтическая йога малоэффективна, да и не нужна. Таких слушателей мы вливаем в действующие группы с невысокой моторной плотностью тренировок, естественно, после небольшого предварительного инструктажа. Правда, какое-то время они нуждаются в повышенном внимании инструктора. И такое внимание они получают. К ним чаще подходят, поправляют, периодически оставляют после тренировок для коротких бесед. Что же касается принципов и техник очистительной крийя-йоги, то они осваиваются в сборных семинарских группах с выбором темы по желанию.
  • Оздоровительная йога. На этом уровне йогатренинга обучение ведется по следующим программам;
    — революционная программа полного очищения
    — личная программа здоровья
    — энергетика йоги.
    Каждая программа рассчитана на 2 месяца. Результатом занятий является выявление и устранение кармических и приобретенных причин болезней, достижение более высокого уровня здоровья, исследования себя, расширение сознание, осознание своего места в мире.
    Дополнительно предлагаем семинарские занятия со следующими образными названиями; суставной, капиллярный, огненный, микро-макроэлементный, восковой, витаминный, аюрведический (4 семинара), дыхательный (5 семинаров). Семинары на этом этапе очень насыщенные, сложные, предполагают интенсивную работу не только с физическим, но и с тонким телом. Объем данной статьи не позволяет раскрыть их содержание подробнее.
  • Продвинутый уровень йогатренинга предполагает занятия по системе, которая постепенно у нас сложилась за годы общения с успешными учениками. По своей интенсивности наши тренировки соответствуют классической йоге, но отличаются содержанием. Здесь присутствует и статика, и динамика, и мудры, и замки, и медитативное энергетическое дыхание в позах. Концовка занятий часто содержит циклы интенсивной пранаямы и практику тонкоматериальных медитаций с оперированием различными энергиями. Позы выполняются в потоке и, в случае авторского руководства занятиями, все действие происходит спонтанно. Даже темы медитаций интуитивно приходят в момент медитативного погружения группы. Среди популярных в мире систем наша вписывается в систему КУНДАЛИНИ ЙОГИ (автор Йоги Беджнан), но не копирует ее, поскольку формировалась автономно.
    На этом уровне ЙОГА-тренинга дополнительно предлагается серия из 10 чакровых семинаров с 4-х часовым погружением в среду каждой чакры, повсеместной цветной подсветкой, соответствующим музыкальном оформлении, психологическими ролевыми играми, теорией с видеорядом компьютерной презентации. В результате прохождения серии семинаров достигается чакродиагностика и формируется индивидуальная система чакрокоррекции. Участие в семинарах предполагает наличие способности к тонкоматериальной медитации.Ну а теперь хочется подытожить мои размышления короткими тезисами и пригласить читателей
    журнала к их обсуждению:
    1) Введенный нами термин ЙОГА-тренинг может использоваться как синоним слова ЙОГА, и обозначать йогу не вообще, а в противопоставлении к расширительной ее трактовке, имеющей в виду путь к богу. Это устраняет двусмысленность и многозначность значений термина, позволяя опираться на рациональное понимание такого неоднозначного явления, как йога. Конечно, не отменяется и не отметается вторая – иррациональная половина. Просто она оказывается в другом секторе, где можно ее рассматривать и исследовать отдельно от чисто прикладных задач и проблем.
    2) Развитие йоги в России получило крен в сторону элитарности и спортивности. Реальной потребности в этом нет. Для массовости нужна другая йога, облегченная и демократичная. В некоторой степени эта задача решается Фитнес центрами, хотя оздоровительное направление йоги здесь преподается некомплексно, выдергивается исключительно физический компонент и игнорируются очистительный и философский элементы. Предлагаемая Институтом модель обучения может решить эту проблему. Также и услуги центров Аштанга йоги имеют довольно широкий охват этапов ЙОГА-тренинга и в определенной степени соотносятся с концепцией института.
    3) Отечественная система подготовки инструкторов не должна копировать международную. Перед нами стоит другая задача – повышение культуры здоровья населения и воспитание здорового молодого поколения. И если йога впишется в эти задачи, то она может получить государственную поддержку и официальный статус учебного предмета в системе дошкольного и младшего школьного воспитания.
    4) Учебники ЙОГА-тренинга должны содержать оценку предполагаемых нагрузок и конкретизировать базовый уровень здоровья для освоения предлагаемых авторами систем.
    5) Существует потребность подключения педагогической науки к осмыслению и рациональной переработке древних методов психофизической саморегуляции. Назрел вопрос создания специализированных кафедр в ведущих институтах физической культуры.

Опубликовано http://www.yogavstrecha.ru/st/poltavtsev2.htm

а так-же в Питерском журнале  ЁGA  № 1, 2006г

Кто Вы Саи Баба – аватар или факир? 
Аттестация в йоге - правовой тупик