Публикации

Аттестация в йоге — правовой тупик

Поделиться

(Опубликовано в журнале НОЙ – новое о йоге. №2 февраль 2011г.)

Что такое преподавание йоги – регулируемая законами услуга населению или проповедование особого стиля жизни, т.е. деятельность, неподверженная какой либо регуляции правовыми нормами? Кто имеет право преподавать и должен ли он иметь какие-то квалификационные документы? Кто имеет право готовить и экзаменовать преподавателей йоги? Нужна ли периодическая переаттестация  йога-тичеров, как это принято в обычной системе образования? Все эти вопросы взаимосвязаны и должны рассматриваться в едином комплексе.

Своим мнением о правовой защищенности преподавания йоги делится Полтавцев Игорь, директор Калининградского института йоги (yoga-institut.ru)

Как было в 90-е годы.

Проблемами аттестации в йоге я занимаюсь с середины 80-х годов. Тогда перед всеми своими инженерами, экономистами и химиками, преподающими йогу в Минске, я поставил задачу – пройти курсы инструкторов ОФП (общефизической подготовки). Их проводил  учебный комбинат из системы  «спорт профсоюзов». За два месяца занятий, при небольшой плате за учебу, можно было получить квалификацию инструктора и спокойно заниматься хоть физкультурой йогов, хоть любой другой физической активностью – попробуйте доказать, что это не общефизическая подготовка.

Потом мы прошли специализацию в ряде учебных заведений, от медицинского института до института физкультуры. В результате была достигнута определенная правовая защищенность в проведении общеоздоровительных  физкультурных занятий. Но нам нужна была именно йога. И уверенно мы себя почувствовали лишь тогда, когда организовали Республиканскую Федерацию и получили корочки за подписью самого Председателя Госкомспорта Республики. На весь этот процесс ушло 6 лет, а мне тогда стукнуло уже 45.

В других Республиках Союза пионером сертификации инструкторов стала, естественно, Москва. Возникшая в 1990 г. Ассоциация йоги СССР занималась этим вопросом около 5 лет. Одна из самых первых аттестаций инструкторских кадров страны  проводилась на семинаре в Алуште в 1991 году. Как вице-президент я помог тогда Ассоциации оформить дипломы по единственно законному, как мне тогда представлялось, пути — через Калининградскую аттестационную комиссию при областном спорткомитете. Туда входили первые лица от факультета физподготовки КГУ,  от медицинской службы Балтфлота, от учрежденного мною Балтийского института йоги и, конечно, от самого спорткомитета. Тримвуриат  Спорт-Медицина-Образование освящал своим авторитетом документ о присвоении квалификации инструктора йоги и должен был вызывать к нему доверие.

В дальнейшем дипломы инструкторов вручались от имени самой Ассоциации и Всесоюзного научного общества врачей ЛФК и спортивной медицины.  Для лучшего правового обеспечения дипломов президент Ассоциации Тетерников Л.И. инициировал разработку и утверждение в Госкомспорте специального положения и учебной программы. Это был первый в стране — и пока последний — серьезный государственный нормативный документ по теме йоги. Вот его начальная страница:

 

В полную силу действовал  документ недолго: Ассоциации вскоре не стало. Стихия предпринимательства захлестнула страну. Не обошла она стороной и йогу. Появились «раскрученные» авторы, лидеры и бренды. Миссионеры с Запада и Востока наперебой предлагали либо классические, либо свои авторские системы. Чутко откликаясь на потребительский спрос, возникали самые разные течения и направления. И к чему же в итоге мы пришли?

Как стало сейчас.

 Многоликую йогу, явочным порядком прописавшуюся в нашей стране, можно условно разделить на  следующие  группы:

  1. Местечковые самобытные сообщества или отделения международных групп, которые наряду с физкультурно-оздоровительными технологиями йоги активно используют в своей практике ритуалы и философско-мировоззренческое содержание таких мировых религий, как индуизм и буддизм.
  2. Славяно-языческие интерпретации йоги.
  3. Идеологизированная йога от индийских Гуру (Ошо, Ауробиндо, и др.).
  4. Йога от западных Гуру (трайя-йога, пауэр-йога, и т. п.).
  5. Йога Айенгара.
  6. Аштанга-виньяса-йога в классическом варианте и в авторских интерпретациях (А. Сидерский, А. Лаппа).
  7. Физкультурно-оздоровительная йога без идеологических и эзотерических отягощений (Дхиренда Брахмачари, А. Зубков и т.п.).
  8. Фитнес-йога как составляющая группы фитнес-программ «Разумное тело».
  9. Прикладная йога (для подводников, спортсменов, йога-терапия, йога для детей, для беременных, инвалидов и т.д.).

В реальности разновидностей еще больше. Но вопрос в другом: такое многообразие – это плохо или хорошо? Для потребителей, может, и хорошо – у них есть возможность выбора. А вот у государства возникает сложность с регулированием. Не всегда, например, ясно, как регистрировать тот или иной йога-клуб: как клуб по интересам, как религиозную организацию или как спортивно-оздоровительный центр. Непонятно, как контролировать качество платных услуг,  предоставляемых этими организациями. То ли это услуги по «оказанию помощи в выполнении физических упражнений», то ли услуги по «организации психологических тренингов», то ли вообще «помощь в отправлении религиозных обрядов».

Ну и, конечно, больной вопрос — квалификация. Дело в том, что существует Положение Госкомспорта от 1992 года, есть и программа обучения, но ни в одном реестре профессий, ни в одном тарифно-квалификационном справочнике нет упоминаний о йоге, как о специальности. И на сегодня этот вопрос все еще не разработан и не решен. В свое время ассоциация йоги СССР пыталась обеспечить его решение через Госкомтруд, но не успела.

Поэтому любое образовательное учреждение при попытке организовать подготовку кадров по специальности «Йога» вставало перед вопросом, а к какой профессии эта специальность относится?  Выход искался в расчленении целостного понятия «йога» по общепринятой схеме знаний о человеке: физкультура, медицина, психология. Именно по этим направлениям и наметилось сейчас развитие  образовательного процесса.

Раньше инструктор по йоге должен был знать все — правда, довольно поверхностно. 200 часов подготовки, из которых три четверти — практика, и специалист готов. Сегодня ситуация меняется. Развитие информационных технологий дает доступ к ранее сокрытым и труднодоступным знаниям о йоге. Научные исследования позволяют все точнее рассматривать биологические и медицинские аспекты практики. И обо всем этом инструктор должен иметь представление. Поэтому неизбежна специализация и, в зависимости от применяемых технологий и базового образования (педагог, психолог, врач), инструкторы могут делиться на специалистов по физкультурной йоге, по психологии йоги и по йогатерапии. В жизни так оно сейчас и происходит. Например:

 

  • Федерация йоги России (йога-спорт) готовит своих специалистов через Институт повышения квалификации при Государственном Университете физической культуры.
  • Московская Федерация — готовит специалистов по психологии кундалини-йоги через Институт Интегративной Психологии Профессионального Развития (НОУ – негосударственное образовательное учреждение с государственной лицензией)
  • Объявлена подготовка специалистов по йогатерапии через Государственный Национальный Институт Здоровья (С.Агапкин (Москва), А.Фролов (Санкт-Петербург) в сотрудничестве с Московским Аштанга-йога центром).

 

К сожалению, их учебные программы не увязаны между собой. Идеальным было представление программ в виде модифицированных блоков. Тогда для слушателей, пожелавших пройти все три курса, исключалось бы дублирование, а взаимозаменямые блоки можно было бы зачесть. Подобная возможность всюду в мире частично реализуется через разработку требований к программам обучения. Занимается этим йога-альянс. Наша страна еще не встроена в данную систему.

Наметившийся в последние годы лавинообразный рост интереса к йоге, как к оздоровительной системе, привел к повышению спроса  на образовательные услуги по подготовке инструкторских кадров. Удовлетворяется он двумя путями.

 

  1. Подготовка инструкторов через систему государственных и лицензированных негосударственных образовательных учреждений.
  2. Сертификация через сеть различных Центров, Клубов и местных Федераций йоги.

 

И если в первом варианте не возникает вопросов к правовой обеспеченности квалификационных документов, то во втором вопросов довольно много. Вначале необходимо разобраться с самим понятием «сертификат». В переводе на русский – это «свидетельство».  Документ, свидетельствующий о присутствии на семинаре или о прослушивании какого-либо теоретического курса. Это как этикетка к товару. Покупаем, к примеру, шубу. На ней этикетка с брендом производителя и характеристиками изделия. Зимой вы носите шубу, а летом, чтобы все знали, что шуба у вас имеется, можете носить этикетку. Смешно? Но это так. Дипломы о присвоении квалификации мы храним в столе или сейфе.  А сертификаты об их наличии можем повесить на стену для всеобщего обозрения.

И получается, что когда вам предлагают сертификат без диплома, то вы покупаете  этикетку без шубы. Это не запрещается, главное, чтобы не по цене самой шубы. Поэтому новомодное сегодня словечко «сертифицированный преподаватель йоги» равнозначно, на мой взгляд, определению – недипломированный преподаватель.

Выдаваемые сегодня сертификаты об окончании курсов не содержат в своем большинстве ссылок на государственные лицензии и поэтому не могут рассматриваться как документы об образовании и присвоении квалификации инструктора или преподавателя йоги. В лучшем случае ими подтверждается повышение квалификации, получение новой узкой специализации, и то при условии, что соискатель уже имеет профессию либо врача, либо педагога по физкультуре, либо у него имеется полученный ранее диплом инструктора йоги.

Чтобы не получить этикетку вместо шубы, потребитель образовательных услуг вправе ожидать честного и исчерпывающего разъяснения по поводу правого статуса выдаваемых документов. К сожалению, на деле такое происходит не всегда. Правда, не всегда бывает и ясно, в чем причина — то ли в незнании, то ли в умысле со стороны продавца.

И все же эти сертификаты принимаются и учитываются при трудоустройстве. Альтернативы-то нет. Йога стала популярной, ее распространение вполне вписывается в политику государства по оздоровительной работе с населением. Легитимных специалистов с дипломами, защищенными лицензиями, откровенно не хватает. Вот и приходится государству мириться с возникшим (из-за собственной же медлительности) правовым вакуумом и правовой неосведомленностью в этой области.

Хотя выход давно был известен. Уже 10 лет существует такая правовая форма как негосударственное образовательное учреждение (НОУ). При наличии государственной лицензии в таких учреждениях  можно в законном порядке вести подготовку инструкторов йоги по никем не отмененной программе Госкомспорта. Но  воспользовался ли кто-нибудь такой возможностью? Да почти никто. Разве что Горьковский Центр Лобанова да Калининградский институт йоги. Почти все другие многочисленные Центры, Академии, Институты, Федерации не стали себя затруднять лишними хлопотами и тем самым практически выпали за пределы правового поля.

Сейчас некоторые Центры и клубы йоги в качестве прикрытия своей нелицензированной сертификационной деятельности ссылаются на соответствие своих программ требованиям таких авторитетных органов, как Европейский, Американский, а то и вообще Международный Йога Альянс. А кое-кто даже пытается  выступать как представитель этих органов.  Да, в качестве саморекламы и получения конкурентных преимуществ подобное явление вполне объяснимо. Однако говорить о включении России в сферу влияния этих уважаемых организаций пока преждевременно. И абсолютно не факт, что понимание йоги в России станет аналогичным упрощенному западному пониманию. Лидеры Европейского альянса считают йогу средством подъема кундалини. А вот Российский альянс (создание которого, вероятно, не за горами) может посчитать подобную цель чересчур абстрактной или вообще неуместной и поднимет на щит другую конечную цель — например, повышение здоровья и социальной эффективности нации. Иначе говоря, это профилактика заболеваемости, это повышение ментальных характеристик (внимательность, память и т.д.), это улучшение качеств социальной адаптивности (толерантность, коммуникабельность, удовлетворенность и т.п.).  У России, как говорится, свой путь, и нам совсем не обязательно слепо копировать западное понимание йоги.

 

Есть и такие сертификационные Центры, которые делают ставку на авторитет Индии. При этом в выдаваемых ими сертификатах ссылаются не на номер государственной лицензии, а на факт окончания руководителями еще на заре перестройки курсов йоги, по сей день проводимых посольством Индии. Это наивность… или правовой нигилизм?  Выходит, что справка от иностранного посольства автоматически превращает школу в лицензированный учебный центр подготовки преподавателей йоги для нужд всей России?  Видимо, здесь оказывается главным то, что посольство это особенное, оно от страны – Родины йоги. Но йога давно уже стала интернациональным явлением! Полагать, что именно в Индии самая правильная йога простительно для незнакомых с предметом новичков. И те, кто прикрывается индийским щитом, на деле апеллируют именно к неосведомленности широкой публики, пытаясь получить все те же конкурентные преимущества.

Итак, к каким же выводам мы пришли? Кто же может, и кто должен готовить инструкторов йоги? Присвоение квалификации  —  это высокая ответственность. И данная сфера деятельности четко и жестко регулируется государством.

Общественные спортивно-физкультурные организации, типа Федераций, имеют право лишь на оценку уровня мастерства. Они присваивают спортивные разряды. А республиканские и столичные  — еще и звания мастеров спорта. Об оценке квалификации речи здесь не идет. Но даже и эта, разрешенная для них, усеченная функция становится актуальной лишь при условии аккредитации йоги как вида спорта.

Всякие прочие общественные организации (клубы, ассоциации, самостоятельные областные федерации, не относящиеся к структуре Федерации йоги России) не могут иметь даже и таких  ограниченных прав.

Другое дело — образовательные  учреждения, как государственные, так и негосударственные. По закону именно они призваны обучать специалистов, присваивать им квалификацию и выдавать об этом свидетельства или дипломы. Однако все это только по указанным в лицензиях специальностям. Поэтому образовательному учреждению, в том числе и государственному, нужно еще доказать лицензионной комиссии, что оно располагает необходимой материальной базой, программой, учебниками и преподавателями соответствующего уровня для обучения  слушателей по конкретной специальности – «йога», «йогатерапия» и т.д.

А как же нелицензированные Центры йоги? Ведь ими затрачено столько сил по разработке обучающих программ, по их рекламе! Говорить о зря потраченных усилиях было бы тоже несправедливо. Многие центры организуют учебный процесс на очень серьезном уровне. И если в правовом плане выдаваемые ими документы не защищены, то в учебно-методическом отношении  бывает трудно к чему-то придраться. Многие их выпускники блестяще владеют предметом и получают знания, далеко выходящие за пределы стандартной программы. Таким выпускникам можно было бы смело выдавать и легитимные дипломы, причем почти без экзаменов — главное, чтобы нашлось для этого соответствующее лицензированное учреждение.

Вывод: специалистов по преподаванию йоги готовят многие, но программы обучения не всегда соответствуют утвержденным положениям, а выдаваемые квалификационные документы часто не защищены ссылкой на государственную лицензию. В сложившихся условиях наряду с ответственными участниками рынка образовательных услуг могут процветать  недобросовестные и малокомпетентные организации; в результате рынок услуг пестрит предложениями принципиально разного качественного уровня. Страдает от этого прежде всего рядовой потребитель.

Если мы не наведем порядка в собственном доме, может возникнуть положение, когда придет чужой дядя и вычистит огромным пылесосом все, что посчитает мусором. Как это, например,  произошло с недавним запретом Госдумы на деятельность расплодившихся гадалок, магов и хиромантов. Так что пришла пора самоорганизоваться.

Как должно быть.

 Для выхода из правового тупика необходимо чтобы йога прошла государственную аккредитацию хотя бы по какому-то из следующих направлений:

 

·        Йога как вид спорта

 

(спорт)
·        Йога как физкультурно-оздоровительная деятельность

 

(педагогика)
·        Йога как терапия

 

(медицина)
·        Йога как метод психологической  самокоррекции

 

(психология, психотерапия)
·        Йога как нерелигиозный путь духовного развития

 

(философия)

 

По первому направлению уже наблюдаются заметные сдвиги. Федерация йоги России выполняет огромную работу по приближению момента аккредитации йоги-спорта.

Второе условие выхода из тупика – формирование легитимной системы подготовки кадров специалистов. Здесь видится следующий возможный вариант развития событий:

 

  • Создание в профильных государственных образовательных учреждениях отдельных факультативов по йога-спорту для приобретения выпускниками (по желанию) дополнительной специализации.
  • Открытие при ГОУ (государственных образовательных учреждениях) курсов повышения квалификации по утвержденным программам.
  • Государственное лицензирование НОУ (негосударственных образовательных учреждений, профильных по своему уставу) на право подготовки специалистов по какой-либо прошедшей аккредитацию разновидности йоги.
  • Создание надстроечной организации типа национального Йога Альянса для оценки профессиональной компетенции частных Йога-центров и признания их права на повышение квалификации специалистов по отдельным (авторским) методикам йога-тренинга.

 

Открытым пока остается вопрос о периодическом подтверждении квалификационного уровня  преподавателей йоги. Для членов Федерации йоги России здесь все ясно – установлен четырехлетний срок переаттестации и подтверждения квалификации. Этим гарантируется качество йога-услуг, предоставляемых населению членами Федерации. А как быть остальным, не вошедшим в Федерацию преподавателям, йога-терапевтам, йога-психологам и другим специалистам по йоге? Выход возможен путем учреждения, например, Лиги профессиональных преподавателей йоги.  По образцу национальной Лиги психотерапевтов. Данная форма общественного объединения  дает возможность создания аттестационной комиссии для подтверждения квалификационного уровня  дипломированных специалистов. Национальную аттестационную комиссию можно создать и при какой-либо другой солидной общественной организации.  Либо самый простой вариант — всем объединиться в рамках уже действующей Федерации.

И вот еще несколько моментов, которые требуют внимания и работы: развитие преподавания йоги в детских садах, школах общеобразовательных, спортивных и т. д.; налаживание медицинского контроля в группах йоги, формирование системы критериев по определению показаний и противопоказаний к занятиям йогой; разработка системы стандартов по оказанию йога-услуг; организация научных исследований. Но это уже другие темы.

Заключение

 На сегодняшний момент нижний сектор пирамиды йога-услуг наименее развит. И хотя желающих заниматься йогой в облегченном режиме предостаточно, реальных предложений по данной услуге мало. И все потому, что широко распространено ошибочное мнение, будто йога — это нечто, близкое к акробатике. Инструкторы стесняются давать облегченную йогу. Но давайте вспомним Китай, где миллионы жителей занимаются другим вариантом йоги — системой цигун. Простые и доступные движения, совмещенные с дыханием и концентрацией внимания, дают те же оздоровительные эффекты, что и гимнастика индийских йогов. Может, это не так зрелищно и эффектно, но не менее действенно.

Современная йога точно так же может существовать в народном (массовом) варианте. Но тогда учить этому нужно, начиная с детского сада, преподавать в школе, а не отдавать в руки частников. И здесь велика роль государства, ведь подготовка кадров в его компетенции.

Пришло время выйти из правового тупика. Состояние здоровья нации требует изменений в сложившемся стереотипе физкультурной подготовки наших детей. Будущее за новыми подходами… Лишь бы оно не стало слишком отдаленным.

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕНИНГА