Публикации

Медитативное дыхание в практике йоги

Поделиться

Медитативное дыхание в практике йоги. 

И.Н. Полтавцев, директор Калининградского (Балтийского) института йоги и

эзотерических знаний

2007 г.

 

Медитативное дыхание не является изобретением последних лет. И хотя Норбеков подобное дыхание называет своим именем, а Кандыба – своим, техника объединения дыхания с ментальным образом известна испокон веков. Например, у даосов это дыхание по малому или большому энергокругу. У Рамачараки это психическое дыхание «через кости». В Кундалини-йоге это дыхание по энергоканалам позвоночника. Анализ показывает, что, практически, все эзотерические и религиозные системы имеют в своем арсенале какие-либо техники медитативного дыхания. Просто различные варианты дыхания даются с разными названиями. Отсюда полнейшая разноголосица и отсутствие системного подхода. оздоровительные системы также заимствуют или заново изобретают подобные техники. Так Порфирий Иванов говорит о вдохе из верхних слоев атмосферы, Ниши о лечебном осознанном дыхании через больной орган и т.д. и т.п.

Приступая к исследованию феномена медитативного дыхания, мы задались целью систематизировать уже имеющиеся техники, апробировать и, по возможности, оценить их эффективность, выявить незакрытые «окна», попытаться создать и проверить недостающие компоненты системы.

В качестве рабочего определения мы остановились на следующем: медитативным является дыхание, сопровождаемое каким-либо динамичным визуальным образом, синхронизированным с дыхательным ритмом. Самый простой пример – это когда представляют порцию воздуха, движущегося по дыхательным путям. Сложнее – когда вдох представляют через макушку, а выдох, например, через копчик. Еще сложнее, когда начало вдоха и конец выдоха находятся вне тела. Например, начало вдоха от реального или воображаемого дерева, облака, озера и т.д. Соответственно, конец выдоха: в землю, в центр Земли, в жерло вулкана, в воду или в космос. имеется еще и средняя часть дыхательного цикла со своими характерными образами. А могут быть еще и задержки также со специфической визуализацией.

Подобных сочетаний возможно великое множество. Вопрос в том, как и для чего их применять? Что ожидать и к чему стремиться в практике МД? Каковы закономерности МД? Зачем вообще применять МД?

А весь сыр-бор состоит в том, что и образ без дыхания, и дыхание без образа, значительно менее результативны, чем их совместное применение. Причем, разница не на проценты, а в разы, а то и десятки раз. Это было давно подмечено, отсюда и столь широкое распространение МД в эзотерике, йоге, магии, целительстве, дыхательных психотехниках. Отсюда и стремление многих исследователей и учителей приписать себе авторство МД.

В зависимости от вида применяемой техники МД его эффекты могут восприниматься на уровне ощущений следующим образом:

  • сброс напряжений,
  • легкость или тяжесть тела
  • тепло или холод в отдельных зонах или во всем теле
  • появление «мурашек»
  • волны дрожи
  • ощущение внутренних потоков энергии
  • видение цветности потоков
  • остановка мыслительного диалога
  • провал в трансовые или экстатические состояния (а их более 100 типов)
  • замедление или остановка (временная) дыхания
  • изменение эмоционального фона в сторону спокойствия, уравновешенности, отстраненности, невозмутимости, или воодушевления, радости и т.п.Наблюдается румянец на лице или покраснение кожных покровов всего тела (капиллярная гимнастика). Можно предположить, что происходит сдвиг КЩР (кислотно-щелочного равновесия состава крови) в щелочную сторону, улучшается кровоток, густая кровь разжижается и становится более текучей.Естественно, что имеются эффекты и на уровнях психики, сознания, энергетики. Они подлежат систематизации и изучению.КРИЙЯ-ЙОГА — очищение, оздоровление, приведение тела в порядок,РАДЖА-ЙОГА — осознанное развитие системы Кундалини (чакры, каналы), контроль сознания и отдельных его уровней (подсознание, сверхсознание).
  • ХАТХА-ЙОГА — набор силы, укрепление энергосистемы, усиление концентрации,
  • Общепринято считать, что на каждом этапе йога-тренинга решаются свои специфические задачи:
  • Полагаем, что механизм действия МД на уровне физиологии следующий: наблюдаемый эффект снижения активности дыхания в ходе практики МД приводит к накоплению углекислоты в организме, что и является причиной разогрева, а также снятия спазмов, блоков и зажимов. Улучшение кровотока приводит к насыщению тканей кислородом. Концентрация же внимания на месте локализации визуализируемых потоков в теле точечно усиливает обмен именно в той зоне, которую пытаются «продышать». Результат тем больший, чем длиннее дыхание и выше концентрация (четче визуализация).
  • На уровне объективных показателей происходит нормализация кровяного давления: высокое снижается, низкое повышается. Однозначно снижается мышечная и сосудистая спастика.

Естественно, что и МД на каждом из перечисленных этапов решает свои задачи.

МД   и КРИЙЯ-ЙОГА.

МД применяется нами в группах начальной йоги (Крийя-йога) для ускорения

процессов очищения тела, уравновешивания психики, расширения сознания. В качестве примера приведем два рода задач, решаемых с помощью МД.

Задача 1. Местная активизация обменных процессов в болевых зонах и в области пораженных органов для ускорения процессов их оздоровления.

Можно было бы привести массу методик, но из числа нами апробированных хотим предложить наиболее оправдавший себя метод. Назвали его РОТОР.

В пораженной зоне визуализируется сгусток энергии в виде аморфной сферы. Цвет теплый, от оранжево-желтого до темно-красного. Сфере придается вращательное движение. Дыхание носом плавное, замедленное, не глубокое, с легким придыханием (сопение или, если угодно, шипение типа Уджаи).

Вдох ускоряет вращение (пример воздействия ветра на пропеллер) и питает сферу, вызывая ее наполнение, уплотнение, увеличение размера. На вдохе как бы включается «пылесос», который тянет энергию извне, исторгая ее в виде ветра на пропеллер нашей сферы. На продвинутых этапах представляется, что эта энергия засасывается по лучу (каналу) от Солнца, от стены огня или от расплавленной магмы центра Земли.

Вторая фаза – это визуализация вместо вращающейся сферы роторной фрезы, которая вгрызается свей шероховатой поверхностью (зубьями) в пласт пораженных тканей. На паузе после вдоха – вгрызание, на выдохе добавляется выброс отработки (шлаки, стружка).

Примечания.

  1. Соотношение продолжительности фаз вдох-пауза-выдох отражается на результатах. Для того, чтобы убрать скопившуюся энергию в зоне активного воспаления следует удлинять ВЫДОХ. А если процесс перешел в хроническую стадию и характеризуется недостатком энергии, то наоборот, удлиняется ВДОХ.
  2. Играет также роль цвет ротора и характер источника подключения. Приведенный в примере теплый цвет ротора эффективен при холодных, иньских поражениях (хроника). при острых же, горячих (Ян) воспалениях, более подходит холодный цвет (голубой, синий, стальной, серый). Соответственно в качестве источника втягиваемой на вдохе энергии лучше тогда выбирать не Солнце, а Луну, Космос, или воду воображаемого озера, может быть даже подземного.
  3. В конце процедуры «выгрызания» важно заместить возникший вакуум образом молодых тканей обновленного здорового органа.

Тонкости освоения. На первых порах образ может размываться, особенно у кинестетиков, в отличие от визуалов. Поэтому в начале лучше разделить весь визуализируемый процесс на две части и выполнить его за два дыхания. Опыт показывает, что эффективнее вдохом тянуть, а выдохом – толкать. Поэтому более легкий вариант, это когда вдох выполняем от Солнца (стягиваем вуаль со светила или тянем протуберанец), а на выдохе толкаем, раскручиваем ротор. Пауза же оставляется для визуализации процесса вгрызания ротора в опухоль.

На втором вдохе идет отсос стружки, на выдохе — ее отправка в космос, на паузе — сжигание веера стружки как фейерверка.

Это упрощение не снижает эффекта, но несколько удлиняет весь процесс. Однако, со временем, при обретении опыта, все операции можно делать за одно дыхание.

Продолжительность МД. Не стоит начальную практику проводить более 10 мин, затем это время можно постепенно увеличивать. В нашем институте йоги на двухчасовых занятиях продвинутых групп затраты времени на выполнение техник йоги, совмещенных с МД, составляют от 30 до 50%. И это не предел. В экспериментальной группе продолжительность таких техник доходит до 80%.   При этом общий эффект тренировок только повышается.

Задача 2. Ускоренное овладение навыками полной релаксации, как тела, так и сознания. Нет необходимости доказывать пользу релаксации. Это состояние значимо само по себе, поскольку является терапевтическим. Оно важно еще и как необходимый компонент йога-тренинга, т.к. нагрузка физическими и дыхательными упражнениями без последующей релаксации не дает должного результата. Поэтому в первые же месяцы желательно привить занимающимся навыки глубокого расслабления. МД в этом смысле – просто находка.

Среди многих апробированных нами медитативно-дыхательных техник релаксации, легче и быстрее всего осваиваются следующие.

Амфора. Представляем себя древним греческим сосудом, лежащим на песчаном дне светлого, прогретого мелководья. Дыхание затянутое – уджаи. На вдохе мысленно захватываем проплывающий мимо слегка окрашенный сгусток тяжелой воды и подводим его к горлышку. На длинном выдохе втягиваем его (через макушку), проводим по всей длине до самого дна. Выдох за выдохом прессуем энергию, постепенно заполняя весь объем сосуда. На продвинутых стадиях можно не только почувствовать тяжесть и тепло, но, растворив стенки, слиться с окружением и ощутить себя целым океаном.

Труба. Лежим на солнечной полянке рядом с прозрачным лесным ручьем. Правая рука на теплом песке у кромки воды. Медленное течение направлено от головы к ногам. Уровень воды постепенно повышается и захватывает нашу руку. Кожей ощущаем скольжение воды по руке. Синхронизируем визуальный образ с дыханием. На вдохе порция воды подходит и накрывает плечо. На выдохе движется до кончиков пальцев, унося возбуждение и усталость. Далее представляем руку полой, в виде трубы. Наблюдаем, как очередная порция воды на выдохе проходит по трубе от плеча до кисти. Затем, при достижении чувства тепла и тяжести в руке, мысленно повышаем уровень воды и добавляем маршрут ее движения от макушки к ногам. Технология та же.

здесь, в отличие от техники «Амфора», сквозное движение позволяет заканчивать выдох уже за пределами тела, что усиливает эффект релаксации. «Труба» также дает больше возможностей и для энергетического очищения, поскольку визуализируется вынос шлаков проточным потоком.

 

МД   и ХАТХА-ЙОГА.

МД используется нами в группах Хатха–йоги, в основном, для чистки и активизации энергоканалов и усиления энергоподключения.

Задача 1. Восстановление и усиление вертикального энергоподключения.

Энергоподключение – понятие, разработанное и введенное в обиход экстрасенсорикой. Если средние чакры ответственны за энергокоммуникации по горизонтали (взаимодействие с миром людей и наземными объектами природы), то верхний энергоцентр (Сахасрара) ответственен за энергообмен с космической средой, а нижний (Муладхара) – за использование энергий Земли.

В принципе, оба типа вертикального подключения должны наличествовать постоянно. И чем сильнее подключение, тем лучше. Но реально, довольно часто выявляется слабое подключение. Это диагностируется сенсорно (ладонями, рамкой, маятником). По нашим данным выходит, что чуть ли не половина из числа лиц, обращающихся к йоге для улучшения своего здоровья, имеют ослабление либо нижнего подключения, либо верхнего, либо обоих сразу.

Разряженному верхнему подключению на уровне психического состояния сопутствуют некая приземленность, отсутствие полета мысли и фантазии, творческого настроения. Характерен общий недостаток воли, упорства, внутренней силы. Что же касается физического здоровья, то возможны признаки снижения иммунитета, торможения обменных процессов.

за нижнее подключение отвечает энергоцентр Муладхара, который обычно определяется как центр жизненности, активности, способности к мобилизации. Результатом ослабления нижнего подключения является появление таких черт, как долгая раскачка, постоянное откладывание новых дел на потом, неконтактность, скрытность, удерживание проблем и обид в себе, длительное их пережевывание и переживание. На физическом плане – это гипотония, сосудистая дистония, застой энергии (и крови) в нижней части тела.

усиление каждого типа подключения проявляется по-разному. Активизация верхнего успокаивает, утяжеляет, слегка снижает давление, подводит к состоянию, облегчающему вход в спонтанную медитацию. Активизация же нижнего тонизирует, слегка мобилизует, усиливает чувство легкости, несколько повышает давление, возникает желание «взмахнуть крыльями и взлететь». Превышение верхнего подключения над нижним запускает так называемый «Обратный круг энергии», характерный для классической йоги. Превышение же нижнего над верхним запускает «Даосский круг энергии», характерный для восточных единоборств и цигуна.

Постоянная практика Хатха-йоги восстанавливает и усиливает как верхнее, так и нижнее подключение. Однако важны баланс и сроки. И то и другое определяется характером и манерой выполняемого комплекса Хатха-йоги. В идеале он должен быть индивидуален, что при существующей методической базе пока мало реально. Поэтому для нивелирования технических ошибок выполнения или индивидуального несоответствия набора поз мы применяем специальное медитативное дыхание.

МД для усиления верхнего подключения в основном даем при выполнении поз в физкультурной части тренинга. Тогда медитативный вдох идет через макушку головы или поднятые руки. (Источник вдоха и его маршрут из Космоса до тела могут либо задаваться программой коллективного тренинга, либо заранее индивидуально оговариваться).

Медитативный выдох, соответственно, пойдет по телу от головы вниз. Маршрут выдоха определяется внутренней архитектоникой позы и проходит по натянутым и напряженным участкам. Такой выдох дает сброс рефлекторных микронапряжений, напрямую не участвующих в мышечном обеспечении позы. С одной стороны это каждому позволяет идти в позе дальше и глубже, вытягиваться сильнее, с другой – усиливает энергопотоки и готовит каналы к приему энергий высокого потенциала.

МД для усиления нижнего подключения мы даем, в основном, в медитативных позах в конце тренинга при выполнении ПРАНАЯМ. Вдох из центра Земли через Муладхару по позвоночнику снизу вверх, выдох по передне-срединному меридиану сверху вниз обратно в центр Земли. (Как вариант, выдох может идти через голову в космос.)

Практика подтвердила, что при подобном сочетании типов МД достигается баланс стимуляции обоих типов подключения.

Задача 2. чистка и активизация энергоканалов.

Медитативное дыхание по каналам доказало свою эффективность как в качестве диагностического метода, так и в качестве чисто терапевтического средства. Для диагностики применяется дыхание типа Уджаи. Проходимость канала определяется уровнем усилий, необходимых для воображаемого проталкивания энергетического импульса. Свободное и легкое движение импульса свидетельствует о чистоте канала. Замедление движения и пропадание образа импульса на отдельных участках канала говорят о наличии блокировок.

Для чистки и активизации энергоканалов мы применяем уже два других типа дыхания. Первый – это дыхание туда-сюда типа Бхастрики. Может использоваться как для восходящих, так и для нисходящих потоков. Все зависит от акцента внимания.

Второй тип дыхания – это известные у нас Стрельниковские подсосы (сплошные мелкие довдохи типа «шмурыгать носом, выполняемые при наполненных предварительным глубоким вдохом легких – как во вьетнамской йоге»). В данном случае внимание концентрируется на вдохах, так как выдохи здесь практически не обозначаются. А поскольку вдохами тянем, то и работаем здесь в основном с восходящими потоками. В зависимости от дыхательной выносливости и проходимости канала можно за одну сессию довдохов пройти по каналу несколько раз.

Причем, процесс чистки не ограничивается работой только с центральными каналами. 12 парных меридианов системы рефлексотерапии точно также могут быть задействованы. Главное – не перепутать направление движения энергии по ним. Янские каналы проводят солнечную энергию вниз по наружной поверхности ног и поднятых в салюте рук. Иньские наоборот – по внутренней поверхности вверх.

Включение МД в практику занятий Хатха-йоги дает не только ранее перечисленные частные эффекты. Важным результатом является значительное повышение плотности тренировочного процесса. На этапе, когда позы уже освоены, происходит высвобождение внимания, и его необходимо чем-то занять. И пока не сформировались навыки контроля энергии, пока не достигнуто состояние «растворения», именно медитативное дыхание позволяет заполнить освободившуюся нишу. Дополнительно постоянно идет тренировка дыхания. Оно становится плавным, редким и осознанным. Укрепляется связка ДЫХАНИЕ – ЭНЕРГИЯ. Происходит ускоренное приближение к этапу Раджа-йоги.

МД   и РАДЖА-ЙОГА.

Есть випасана, или медитация наблюдения за дыханием. Это классика йоги.

А есть медитативное дыхание, т.е. визуализация какого-либо динамического образа, синхронизированного с дыхательным ритмом. Это прикладная методика, связывающая дыхание с любым другим объектом любой сферы плотного и тонкого мира. И хотя это разные вещи, между ними не такая уж и большая разница. Вот слова Будды об успешном медитирующем, который связывает дыхание с некими особыми смыслами.

– «Он наставляет себя:

  • Ощущая все тело, я вдыхаю. Ощущая все тело, я выдыхаю.
  • Успокаивая все тело, я вдыхаю. Успокаивая все тело, я выдыхаю.
  • Ощущая душевные процессы, я вдыхаю. Ощущая душевные процессы, я выдыхаю.
  • Успокаивая душевные процессы, я вдыхаю. Успокаивая душевные процессы, я выдыхаю.
  • Ощущая ум, я вдыхаю. Ощущая ум, я выдыхаю.
  • Успокаивая ум, я вдыхаю. Успокаивая ум, я выдыхаю».
  • (Выдержки из Анапанасати-сутры.)

Обращаясь к монахам, Будда, фактически, дает этапы и ориентиры движения к конечной цели того Пути, который показан в его учении: «Сосредотачиваясь на отречении, я вдыхаю. Сосредотачиваясь на отречении, я выдыхаю». При этом он раскрывает методику, заключающуюся в связывании дыхания с намерением. А это уже отнюдь не чистая випасана. Более того, это очень далеко от нее. Между наблюдением за дыханием и дыханием, окрашенным намерением на самом деле огромная пропасть. Преодолеть ее способны только далеко продвинутые мастера медитации. И рассматриваемое нами медитативное дыхание в данном случае является своего рода мостиком, соединяющим края этой пропасти.

Известно, что в раджа-йоге объектом развития является полевая составляющая человека. А это конгломерат эфирного, астрального и ментального тел. Можно работать по отдельности с каждым из этих тел, а можно и с общими их структурами, например, с системой Кундалини, т.е. с чакрами и такими центральными каналами, как Ида, Пингала, Сушумна. Накопленный нами опыт применения МД в такой работе можно иллюстрировать сложившейся методикой чакрового тренинга.

(Продолжение на странице 2)

 

Кто Вы Саи Баба – аватар или факир?