Публикации

Медитативное дыхание в практике йоги

Поделиться

Чакровый тренинг.

 

Этап 1. Пробуждение (акцентуация). Выполнение в динамическом варианте поз йоги, обычно используемых для развития какой-либо конкретной чакры.

Дыхание Уджаи с вдохом через открытую проекцию чакры и выдохом через сжатую (закрытую) проекцию. (К примеру, наклон закрывает переднюю проекцию 3-го центра и открывает заднюю, а прогиб – наоборот).

Этап 2. усиление (активизация). Серия поз в статическом варианте с дыханием Бхастрика. Синхронизация с дыхательным ритмом ментального образа энергетического сгустка, колеблющегося на уровне чакры вверх на вдохе и вниз на выдохе. Амплитуда колебаний – 3-5 см. На продвинутых стадиях используется Капалабхати для «выстреливания» резким выдохом из чакры наружу. Визуализируется надувной шарик, который то резко надувается, выдавливаясь вперед (выдох), то плавно сдувается, втягиваясь обратно (вдох). Сложный момент – это аналогичное «продувание» задней проекции.

Этап 3. Гармонизация. Серия поз в статическом варианте. Визуализация мигания в чакре светофора соответствующего цвета. Одновременно пение соответствующей мантры (бубнить под нос). Особенность дыхания – короткий неполный вдох носом (по Стрельниковой) с последующим длительным мычанием на выдохе (РАМ-М-М-М-М, РАМ-М-М-М-М, ….). Получается безопасный вариант как бы задержки на выдохе. Чувство постоянной легкой нехватки воздуха при пении мантр и общий разогрев – показатели правильности выполнения данной техники.

Этап 4. Закрепление. Медитативная поза. Квадратная пранаяма с замками и Ашвини-мудрой.

— Вдох через переднюю проекцию, выдох через заднюю,

— вдох через заднюю, выдох через переднюю и т.д.

Визуализация скольжения дыхания по конусным спиралям проекций чакр. Правило буравчика – на вдохе вкручиваем, на выдохе — выкручиваем. На паузах, синхронно с сжатиями промежности (Ашвини-мудра), продолжение проворачивания энергетического буравчика. Последний момент наиболее действенный.

Этап 5. Погружение. Медитативная поза. Кевалирование (почти бездыханное состояние) с погружением в цветовую и эмоциональную среду чакры. Наблюдение калейдоскопа игры цветов на экране чакры. Возможно видение бутона или раскрытого цветка фантастической формы. Прочувствование эмоционального состояния, характерного для развитой чакры.

при использовании данной методики отмечались следующие эффекты: избирательно активизировались энергоцентры (в зависимости от чакровой ориентации тренинга). Чакровая активность отслеживалась в характерных внешних проявлениях (самооценка, позиционирование, окрас коммуникационных отношений), а так же в изменении внутреннего настроя (характер видения мира и себя в этом мире) В разные моменты наблюдался рост активности: сексуальной, волевой, душевной, речевой, интуитивно-творческой и т.д. эффект одной тренировки удерживался от нескольких дней до недели.

в раджа-йоге мы используем и другие варианты МД. Например, дыхательную медитацию «Корона». Ее назначение – исследование своего ментального тела. суть в следующем. над головой визуализируется невысокая серебряная корона. Каждый вдох Уджаи наполняет ее дополнительным свечением. На выдохе представляется образ короткой накидки из темной прозрачной вуали, как у невесты. По ней от короны спускается волна энергии. Это могут быть блики, всполохи, искорки, сплошная волна по всему периметру, либо движущаяся по спирали. При таком МД происходит быстрый вход в отрешенное (медитативное) состояние, усиливается верхнее подключение вплоть до возникновения ощущения мощного давления сверху, запускается процесс активизации «копны» ментального тела. О степени развитости ментального тела можно судить по объему спонтанно разрастающегося пространства между короной с накидкой и внешним контуром физического тела. Окрас пространства разнообразный, но чаще носит лилово-сиреневую тональность. В ходе медитации сама корона постепенно превращается в некий венок над головой, состоящий из вращающегося энергетического жгута (по часовой стрелке, циферблат вверх). Возможен ряд визуальных и тактильных эффектов, расшифровка которых позволяет судить о развитости ментального тела.

Можно было бы привести и массу других примеров использования МД в раджа-йоге. Например, осознание «саркофага» астрального тела, коллективное формирование энергетических защитных и питающих сфер в помещении для занятий, установка «столбов» энергообмена с космосом и т.п. Одним словом, возможности применения МД здесь не ограничены.

Опасности МД, реальные и мнимые.

             В принципе никаких опасений МД не должно вызывать. Техника безопасности здесь такая же, как и при любом другом самовнушении. Однако, чем выше способность к визуализации, тем осмотрительней следует себя вести. Необходимо учитывать, что поразительная эффективность МД связана с определенными рисками. Ведь МД оперирует с энергиями высокого потенциала. Поэтому ученики с неочищенными, забитыми энергоканалам и неадаптированным к высоким энергиям сознанием, могут от практики МД получать не совсем предсказуемые последствия. А в результате несбалансированной практики МД возможно возникновение нарушений (временных) на уровне, как соматической регуляции, так и психической. В связи с этим понятна осторожность предписаний и зашифрованность древних ссылок на МД. Понятны советы «не метать бисер …».

Другой тонкий аспект МД — это энергообмен с внешними объектами. Необходимо соблюдать ритуал получения санкции на такой обмен, особенно, если в качестве партнера выступает какой-либо безответный элемент природы. Нужно знать, как посылать запрос, и как расшифровать ответ. Как благодарить потом. Главная задача – не навредить партнеру. Недопустимо также анонимное вторжение при работе с образом другой личности. При невнимании к этому моменту неминуема кармическая ответственность.

Как пример возможностей энергоконтакта при МД приведем следующую таблицу

Внешние объекты визуального подключения при МД

Объекты природы

Объекты космоса

Объекты тонкого мира

партнер

живой

неживой

Растения и их части (ствол, листья, крона, аура), массив леса, аура поля или степи вода,

земля,

минералы,

огонь,

воздух,

атмосферные образования

 

Солнце, Луна, планеты,

звезды,

космический ветер,

космопространство,

лучи, искры, туман и т.д.

созвездия, галактики

 

Сущности, воображаемые или реально наблюдаемые, выделяемая ими прана

(боги, ангелы, личные покровители и т.д.)

Дыхание через чакры в паре или по кругу в группе,

Раскрутка «ускорителя» по сомкнутым в круге рукам

 

Животные,

их аура

Аура гор, скал, валунов, дюн и т.п. Образ

«личной звезды»

Прана стихий или каких-либо воображаемых пространств Синхронное дыхание в паре по «общему» позвоночнику сомкнутых спин
Биомасса

каких-либо пространств

Природные ландшафтные образования Образ

«некой личной ячейки в космосреде»

Образ всеобщей универсальной

праны

Приведенные в таблице примеры подключения не исчерпывают всех возможностей данной техники. Однако общее представление о взаимодействии с внешними объектами они дают. конечно, реальность взаимодействия может быть поставлена под сомнение. Но мы и не ставили задачу что-либо доказывать. Важно другое – образ работает, и разные образы дают разные результаты. Причем, самый ценный результат, на наш взгляд, заключается в развитии способности к визуализации, и в усилении концентрации внимания. А это как раз те самые пусковые кнопки, которые включают механизмы роста энергопотенциала вплоть до подъема Кундалини. Данную закономерность заметили многие. И в качестве примера действенности МД приведем отчет одной из слушательниц института, последние полгода занимающейся в группе раджа-йоги с интенсивным использованием технологий медитативного дыхания. О ней можно сказать, что это зрелый семейный человек 35 лет, бухгалтер, полностью адекватный, реалист, гибкость тела — высокая, превышение веса + 15%, система питания – вареное млеко-вегетарианство.

 

Отчет Веры О. о наблюдении за Кундалини в ходе ребефинга.

            Это мой второй опыт прохождения ребефинга. Первый был после семи месяцев занятий йогой, когда ничего кроме прохождения сенсорного барьера я не ощутила. Практически не было никаких видений. И когда в этом году пошла информация, что будет целая серия ребефингов, у меня возникло острое желание пройти их. Не складывалось…. Что-то мешало. И только когда остался последний сеанс – отложила все дела и четко решила, что поеду.

Перед началом никаких себе заданий не ставила, просто было интересно, что же будет на этот раз, уже практически после трех лет занятий йогой. На деле получилось вот что. Сенсорного барьера в виде жуткого холода и скрюченности рук и ног не было. Первый цикл дыхания повлек за собой лишь легкий холодок в кистях рук и какую-то в них приятную скованность. Ноги же, напротив, разогрелись, по ним пошла легкая вибрация. Это на уровне физических ощущений. На ментальном экране возник образ калейдоскопической картинки из ярко-желтого и темно фиолетового, почти черного цвета. Он складывался в различные узоры, очень четкие и симметричные.

           Во время второго цикла я всячески старалась пробить, продышать блоки в кистях рук, помню, что я их растирала, разминала, несколько раз ударяла ими об пол. Удалось. Они расслабились и как-то растеклись, по ним тоже пошли вибрации. Вибрация от ног начала подниматься выше по телу. Появилось ощущение, что или пол исчез или тело приподнялось (скорее второе) и только голова осталась пригвожденной к полу. Возникло волнение и острое предчувствие, что должно что-то произойти. Вытянула руки над головой, кто-то из инструкторов за них слегка потянул и процесс пошел. Я не помню, был ли третий цикл дыхания, но тело полностью расслабилось, и прямо через ступни ног пошла теплая, даже скорее горячая волна. Она дошла до муладхары, и я ощутила как бы толчок в какой-то точке и от нее как круги по воде, стала подниматься вверх какая-то зыбь, которая пошла дальше вверх и дошла до свадхистаны. Там аж все застонало и дальше вверх горячей-горячей волной. И сразу без всяких колебаний пришло понимание, что это подъем Кундалини. Даже ни тени сомнения. А ведь я про это ни от кого не слышала и нигде не читала. Просто знакомо само слово.

           Возник образ змеи. Почему змеи? Или потому, что я знала о сравнении Кундалини со змеей? А может Кундалини и есть змея, поэтому ее так описывают…?

Тело стало рассыпаться на миллионы искорок, ноги, руки как оболочка из этих искорок. Вскоре перестала их ощущать вообще, как, впрочем, и голову. Только извивающееся тело змеи внутри и мое тело извивается вместе с ним.

           Танец со змеей – сразу пришло в голову сравнение. Голова змеи поднялась чуть повыше переносицы. Дальше я не захотела ее пускать. Пугало опасение, что произойдет что-то необратимое. Причем, змея была не одна, по бокам было еще две маленькие головки. Я их четко видела, справа – красная, слева — синяя. Хотя они переплетались и менялись местами. Во время своего танца Змея все извивалась и извивалась. Я полностью отождествилась с ней. Как будто Змея – это мое физическое тело. Но физическое тело человека так извиваться не может. Поэтому скорее это был всего лишь образ. Ощущала, что по лицу гуляет такая глупейшая блаженная улыбка, которая потом несколько раз переходила в легкий, такой же глупейший, смешок. Возникло чувство такого дикого восторга!!!!!! Это не так, когда находишься в трансе, когда теряется нить сознания. Здесь сознание было восторженным, но ясным, оно наоборот обострилось и отслеживало буквально все!!!

           Причем, все это выплывало откуда-то из глубины, из каких-то закоулков как бы само собой. Взять, например, образ змеи. Она была словно уплотненная горячая пыль, собранная на летней горячей проселочной дороге. Ее уплотнили, локализовали до упругости в толстую веревку. Цвета серовато-коричневого и по поверхности пробегали всполохи медными языками как прожилки. Словно внутри у нее раскаленная лава.

Или взять, например, попытку отследить чакры. Это как какие-то зоны, в которых вибрация усиливалась. Словно идет волна по воде и она натыкается на камни, образуя водовороты. Каждая чакра звенела как струна и ощущалась абсолютно по-разному. Только в области манипуры было тепло, а вибраций почти не ощущалось. Все-таки она у меня проблемная.

Кундалини опускалась медленной волной, неохотно, что-то подсознательно ее не отпускало. Спонтанно ушла вибрация из рук, груди и живота и только по низу живота и бедрам как будто волны тепла проходили, перекатывались. Был сильнейший разогрев. Все успокоилось только через час-полтора, когда я уже подъезжала к дому.

А вообще я бы не хотела про это говорить потому, что это очень личное и слишком непохоже на правду.

Вера О. Калининград, Институт йоги, 30 июня 2007.

 

Статья опубликована в 2007 году в материалах конференции Йога-встреча. Москва, 2007 г . http://www.yogavstrecha.ru/konf2007/programma.htm

 

 

Кто Вы Саи Баба – аватар или факир?