В МиреСобытия

ТРЕБОВАНИЯ К МАССОВОЙ ЙОГЕ

Поделиться

Если человек работает грузчиком, или он профессиональный пловец, то ему можно добавить в свою практику больше статических медитаций. Если же он ведет очень малоподвижный образ жизни и теперь подключает из йоги только одни медитации, то его ждут проблемы. Ему нужна динамика, и много динамики, если это йога, то вначале должно быть много физкультуры йогов. И не так принципиально, какой это стиль. Вначале допускается смешение разных стилей, разных методик, лишь бы человек начал вообще что-то делать и двигаться.

Однако ходит молва, что нельзя смешивать методики.

Но речь идет лишь о том, что неправильно смешивать (причем только в начале Пути) практику высших уровней… Например, мы практикуем красный шарик в животе, а кто-то узнал, что, мол, один мужик был в Тибете в супперсекретном монастыре и ему сказали, что лучше всего не красный, а желтый шарик… А потом, в другой раз, ты узнаешь, что лучше всего, чтобы шарик вращался… А потом тебе скажут, что в раджа-йоге нужно шарик помещать в область третьего глаза… А кто не знает раджа-йогов? Это, блин, серьезные парни!.. И вот ты теперь сидишь и непонятно что практикуешь: вращающийся желтый шарик в третьем глазе… Такое смешение не правильно.
Каждая большая Школа – это своя методология, свои сонастройки с вселенским энергоинформационным полем. Если подключить к практике энергии УЧЧ Цигун практику, к примеру, суфийских психотренингов, то вот это может быть как раз чревато. В частности, потому что многие суфийские школы работают с усиленными эмоциями для создания нужных результатов… а когда много ци, наработанной по методикам Учаньчжунского цигун, тогда усилинение каких-либо эмоций (даже положительных) пагубно влияет на жизнедеятельность внутренних органов, каждый из которых связан с определенной эмоцией согласно теории У-Син… В УЧЧ Цигун мы стараемся прийти к равновесному эмоциональному состоянию.
Однако, если заниматься комплексно по серьезной суфийской методике, то тогда усиление эмоций приводит к полезным результатам, потому что там не так развита энергетика, не так идут некоторые процессы преобразования сознания… Зато суфию могут быть в свою очередь вредны какие-то методы из У Чань Чжун Цигун или Индуисткой Йоги…
Каждая серьезная система — самодостаточна. Нельзя вырывать из её контекста какие-то упражнения и методы на свое усмотрение. И наоборот, что-то добавлять своё… Лучше попрактиковать её, как есть… Год или два… И посмотреть на себя в этой практике… Если не понравилось, то тогда перестать практиковать эту систему и перейти к другой… Но не надо смешивать высокие практики…
Иногда говорят: «Эта система совершенствовалась и оттачивалась в течение тысячелетий… поэтому не надо изменять в ней что-то»…
Я бы сказал иначе, но с тем же выводом: «Все хорошие системы были созданы мгновенно, внезапно. Великий и просветленный Мастер получал «откровение» по той или этой системе… как ученый делает свое открытие… как поэт находит свою рифму… Конечно, этому предшествует долгая практика, долгая работа… Но однажды вдруг во внезапном щелчке приходит Истина… словно количество переходит в качество…
Все любые хорошие системы были созданы мгновенно. За последующие тысячелетия их только портили.
Это делали всевозможные недоучки и поверхностные люди, которые не получили настоящего результата и поэтому пеняли на систему… пытались изменять её, пытались что-то внести или выкинуть»…
Все хорошие системы высшего уровня практики самодостаточны, комплексны и их нельзя смешивать. Они работают с теми или иными группами людей, в тех или иных климатических условиях, при той или иной культурно-философской идеологии, политике, экономике, индивидуального историзма данного общества…
Но гимнастика той или иной школы – это другое дело, это просто гимнастика.
Можно заниматься духовным развитием в какой-то Школе индуисткой йоги, но разминаться, двигаться, делать утром гимнастику – используя тайцзицюань.
А можно практиковать для развития сознания методы Чань (Дзен) и в тоже время делать для разминки хатху-йогу (гимнастику йогов).
Бывает, что кто-то интегрировал в хатху-йогу энергоинформационные методы своей Школы. Например, следит в каких-то асанах за специфическим дыханием и при этом мысленно делает какие-то пассы… Или адепт тайцзи внедрил в свои движения какие-то аспекты из высших уровней цигун. Тогда нужно быть осторожнее.
Нужно понимать, где высокая практика, а где всего лишь физические формы, которые там – где нет мыслеобразов, особого участия сознания, медитаций…
Лучше всего выбрать себе какую-то свою гимнастику, которая пришлась по душе и отнимает не так много времени. Чтобы она стала более эффективной, вы потом сами привнесете в нее медитацию и методы высших уровней практики, которые практикует ваша Школа, это придет само, когда ваш уровень практики поднимется и такая гимнастика станет истинно для вас, самой полезной именно вам.
Я и моя группа в Томске остановили свой выбор на гимнастике, сотканной из асан (упражнений, поз) хатха-йоги. Хатха-йога очень разная, есть много школ хатха-йоги, которые исповедуют близкие или противоположные принципы и подходы, споря друг с другом о правильности.
Так есть расслабляющая хатха-йога, и есть хатха-йога – силовая, есть – динамическая хатха-йога, а есть хатха-йога статическая. Есть разные комбинации хатха-йоги: статическая силовая, и мягкая динамическая, мягкая статическая и силовая динамическая. Вариантов очень много.
Мы решили взять такую гимнастику (хатха-йогу), чтобы она решила сразу несколько задач:
• Наша хатха-йога должна быть не долгой по времени, но, тем не менее, дать нам такой уровень нагрузки, которого хватит на несколько дней.
• Наша хатха-йога не должна изнурять, после практики мы не должны страдать на следующий день от болей в мышцах, наоборот – хочется прилива бодрости и сил.
• Наша хатха-йога должна быть простой, как для запоминания, так и для исполнения, чтобы самый обыкновенный человек был в состоянии делать эту гимнастику и, выучив её за несколько занятий, не нуждался бы в привязанности к группе, к залу, к инструктору, — а мог практиковать её у себя дома.
• Наша хатха-йога должна быть безопасной, чтобы здоровый человек не потерял бы своё здоровье, не повредил бы суставы, позвоночник, как это очень часто бывает в отечественных классах хатха-йоги.
• Хатха-йога, как силовая гимнастика всегда будет достаточно жесткой, здесь появляются повышенные требования к изначальному уровню здоровья людей. Всё-таки это силовая йога, а не медитативный оздоровительный цигун, которым безопасно заниматься любому человеку. Тем не менее, хотелось бы расширить «сектор безопасности» дать возможность заниматься разным людям, исключить разные потенциально опасные упражнения.
Мы много занимаемся статикой и расслаблением, поэтому решили в качестве компенсации использовать динамическую силовую гимнастику — Хатха-Йогу.
Упражнения этого комплекса йоги просты, предваряет эти упражнения известный медицинский ортопедический комплекс «Крокодил» для прогрева и разминки спины, а также особый японский комплекс подготовки тазобедренных суставов к шпагату, являющимся одним из обязательных условий для будущего «лотоса».

Пока, к слову, я хочу немного рассказать об уже упомянутом выше «лотосе», потому что многим интересно узнать о скрытом «эзотерическом» смысле этой позы и из соображений безопасности, ведь ради достижения «лотоса» многие идут заниматься хатхой-йогой или другими способами навсегда калечат свои суставы.
Поза «лотос» или «падмасана» — это поза со скрещенными ногами таким образом, что стопа каждой ноги лежит на бедре противоположной ноги.

Стопа при этом смотрит в разных традициях согласно требованиям своей школы.
В традиции китайских школ цигун – стопы обычно должны смотреть вверх, в некоторых школах индуисткой йоги стопы должны смотреть «за спину».
У многих людей часто возникает вопрос, зачем нужен «лотос».
Я бы, как всегда, выделил три уровня позы «лотоса».
Первый уровень – физический.
Некоторые авторы говорят, что якобы «восточный» тип людей отличается от «западного», что нам, европейцам, нужно лежать, а не сидеть, но это не правильно.
У нас в ухе есть специальное устройство из особых шариков, косточек и специфической жидкости, это некий гироскопчик, который помогает нам ориентироваться в пространстве. В зависимости от положения тела, состояния различных вибраций и воздействия внешних сил, это устройство особым образом реагирует и посылает те или иные сигналы в центральную нервную систему.
Когда мы находимся в горизонтальном положении, то через некоторое время можем заснуть, организм приучен природой – спать, когда мы в горизонтальном состоянии и соответственно реагирует на такой тип сигналов от нашего гироскопа. А в вертикальном положении можно сидеть гораздо дольше.
В этом смысле нет никаких различий между «восточным» и «западным» типом людей, а всё проще и должно определяться практикой: если речь идет о том, чтобы ненадолго расслабиться, после выполнения какой-то работы, например, после практики хатхи-йоги, то можно лечь. Лежа очень хорошо можно расслабиться после такой усталости, а в сидячих положениях малоопытный практик напрягает те или иные группы мышц, а ум вынужден работать, следя за сохранением позы.
Но когда мы хотим добиться глубоких трансформаций в длительных медитациях, то сидячие позы предпочтительнее лежачих, потому что в лежачих позах можно уснуть.
Иногда развитие начинающего медитатора идет достаточно быстро и глубина его психофизических состояний, качество его «тишины» превосходит возможности физического тела.
Еще недавно такой человек не мог высидеть в медитации и 10 минут, то в одном месте чесалось, то в другом кололо…
Но вот теперь, через несколько месяцев или полутора лет, такой человек уже достигает глубокого состояния тишины и словно не чувствует тела, растворяясь и находясь как бы в нигде… Он открывает глаза и видит: прошло 3 часа! А казалось, что только что закрыл глаза…
Это хороший результат, правильное развитие. Но не надо сильно усердствовать.
Если воспользоваться новыми возможностями слишком рьяно, если теперь только и заниматься, что медитациями… то это может быть чревато… Если такой человек встает в 4 утра и 3 часа перед работой сидит в медитации… если потом он идет на работу и там сидит перед компьютером 8 часов… если он приходит домой и, поужинав, снова садится в медитацию на 2-3 часа… то проблемы неизбежны.
Такому человеку не поможет даже более частое выполнение подготовительных упражнений У Чань Чжун Цигун.
Речь идет вот о чем.
У начинающего среднестатистического человека не подготовлен позвоночник и тазобедренные суставы, он не может эти 3 часа комфортно сидеть в позе «лотоса», он сидит либо на стуле, либо просто «по-турецки», скрестив ноги…
Эти позы допустимы и безопасны, в них и нужно начинающему ученику заниматься «тихими» практиками.
Продолжительность таких практик просто не должна превышать разумного времени, у каждого это свое время, нужно смотреть на состояние здоровья. Форсировать события не надо, постепенно за несколько лет произойдут нужные изменения, и тогда можно будет начать увеличивать время упражнений… В У Чань Чжун Цигун мы просим начинающих учеников делать упражнения примерно по 30-40 минут.
Но если в таких позах заниматься чрезмерно много, то можно травмировать низ спины, копчик и седалищный нерв.
Только в позе «лотоса» спина естественным образом остается прямой, копчик как бы свободно провисает и седалищный нерв не зажат. Правильный лотос достигается тогда, когда тело расслаблено, есть хорошая растяжка и полная готовность тазобедренного сустава повернуться в своих пазухах так, чтобы нога лежала совершенно естественно и без малейшего дискомфорта. Ни в коем случае нельзя садится в лотос с усилием, за счет излома коленей.
Никогда не надо переоценивать возможности нашего тела, считать себя уникальным. Большинство практиков в разных школах и традициях прошли через это: сначала кажется, что всё легко получается и начинаешь хвастать коллегам, что ты занимаешься по 2, 3 или 5 часов, не чувствуя времени и усталости…
Деструктивные изменения идут постепенно. Напряжение годами накапливается… Изменяется энергия, появляются блоки…
И вдруг однажды наступает конец… Ты легко прыгаешь на подножку трамвая или наклоняешься поднять сумку… и бац! – резкая боль и тебя перекашивает… Откуда это?.. Ведь всё шло так хорошо! Ведь ты занимаешься «высоким цигуном»!..
И вот теперь ты несколько лет не то что по-турецки сесть, но и лежать толком не можешь и всё, что ты наработал, не приносит уже пользы и радости…
Для того, чтобы медитировать долго – нужна поза лотоса.
Причем речь идет о том, что не просто «долго», а при этом еще и «регулярно долго»: месяцами, кварталами, годами… а не тренировочными сессиями повышенной интенсивности, когда напряжение не успевает накопиться… как, например, происходит на наших одно-трехнедельных ретритах… тогда ничего опасного в этом нет…
Наконец, лотос – это очень устойчивая поза. Если даже душа выйдет из тела, ты не упадешь в этой позе. Некоторые адепты даже садились умирать в позе лотоса, и когда они умирали, — то так и оставались сидеть…
Второй уровень – энергетический.
Уже говорилось выше про напряжения и энергетические блоки. В позе лотоса энергия течет свободно, без заторов.
Кроме того, когда открываются зоны тазобедренных суставов, в энергетику всего организма включаются и эти мощнейшие энергетические зоны, когда это произойдет вы узнаете, о чем идет речь.
Зона копчика, которая свободна и открыта в позе лотоса – это зона, откуда начинается подъем кундалини – важнейшая составляющая энергии самого сознания.
И кроме сказанного, в позе лотоса ты как бы отсекаешь своей энергосистеме путь в нижние отсеки, направляешь её на «работу» с верхними структурами, с чжун- и шан- даньтянями, стимулируешь направление центрального канала Чжун-май, по которому будет выходить из тела Душа.
Третий уровень – информационный (духовный).
Поза лотоса (подошвы стоп смотрят вверх), называются в китайских школах цигун «5 точек смотрят вверх».
Речь идет о 5-ти самых больших локационных системах – приемников информации (Знания). Это точки лаогун (на ладонях, покоящихся на коленях, смотрящих в небо), точки юньцюань (на подошвах стоп) и точка байхуэй (макушка, выходное отверстие канала Чжун-май).
С помощью сознания и настройки своей локационной системы, медитирующий адепт представляет собой как бы особым образом развернутую в Космос антенну… Так адепт получает Космическое Знание, идет духовное развитие, приобретается Мудрость.
А надо ли это нам?
Есть несколько нюансов.
В системе У Чань Чжун Цигун обучение идет таким образом, что мы не медитируем слишком много в специальных упражнениях, только на ретритах идут очень глубокие практики.
Со временем, расслабление приходит само, сознание успокаиваться и освобожденный Ум перестает напрягать тело. Лотос приходит САМ.
В начале же практики, когда мы занимаемся по 30-40 минут (тут дело не за продолжительностью, а больше за регулярностью и спокойствием, «качеством» практики) – лотос вообще не важен.
Что же касается «эзотерической», «духовной» начинки лотоса, то у нас есть своя антенна – это Чженгун.
Не нужно цепляться, привязываться к лотосу и достижению лотоса.
Мы – больше чем тело, мы – больше, чем поза. Ищите не позу, а Школу и Метод практики, благодаря которой вы отучитесь цепляться и привязываться к чему бы то ни было, вплоть до привязанности к самой Школе и к этому Методу.
Если бы лотос был необходим, то его бы практиковали адепты христианского исихазма. Но христиане не знают лотоса, и не смотря на это Иисус прекрасно справляется.
Мы ведь помним, о чем уже много раз было написано на сайте?
Нужно заниматься душой (психикой), здоровье – зависит от состояния духа, все болезни от нервов, как бы…
Но то, о чем говорит эта статья, так это о том, что не надо крайностей ни в чем, даже в отношении к медитации и духовному развитию.
В христианском исихазме практически плюнули на тело (и достигают результатов, не смотря на это). Так Серафим Саровский был хромым, горбатым, с усохшей рукой и проч. и проч. и проч… Но он не обращал на это внимание и был в Состоянии Благодати (Состоянии Цигун), успешно исцеляя других и совершая разные более или менее громкие чудеса в качестве демонстрации дееспособности своего метода.
Одновременно с этим он правда пытался доказать единственность и категорическую правильность своего подхода… а пожалуй, что и доказал бы, да однажды умер…
А испортил он себе здоровье, необузданно перезанимавшись «христианским цигуном»… Как-то он простоял пару недель на столбе, с тех пор и хромал до конца жизни…
В конце своего пути он увещевал учеников, что всему должна быть мера и пришел, таким образом, к принципу Золотой Середины, «серединному пути», провозглашенному Буддой Гаутамой.
Будда… Этот парень тоже сильно начал. Прозанимавшись лет десять аскетическими практиками и испортив себе мениски многолетним сидением, Будда (в главной роли Кияну Ривз) услышал слова проплывающего рыбака о том, что всему должна быть мера… К этому времени Гаутаме (да и Кияну Ривзу тоже) было так неуютно сидеть под деревом Бодхи с порванными менисками, что слова рыбака о натянутой струне упали на благодатную почву и будущие Будда и лауреат премии Оскар поняли, что немного надо заниматься всё же и своим телом. Однако принцип, подход к телу, остается прежним: душа – царица, а тело – раб. Не надо думать, что существуют какие-то «волшебные» положения тела, какая-то пресловутая «геометрия»… Есть только одно волшебство – Ум, освобожденный от своих суеверий и расслабляющее воздействие этого Качества на само тело.
Так что лотос… это всего лишь лотос…
Его не практикуют ни просветленные индейские шаманы, ни японские синты, спокойно заменяющие эту позу более удобной для себя позой сейцзо (на коленях).
Не знают лотоса ни суфии, ни хасиды…
Думаю, что и нам можно расслабиться.
Однажды, по горячей молодости, я задал вопрос своему первому учителю, Сюй Минтану: «Зачем нужен лотос?».
Мастер посмотрел на меня и сказал: «Он тебе не нужен пока…».
Потом после паузы вдруг добавил, засмеявшись: «А потом он будет тебе не нужен».
***
Если всё-таки есть такие люди, которые хотят практиковать в позе лотоса, то я хочу дать совет соблюдать технику безопасности.
В лотосе можно заниматься, только если это для вас легкая и удобная поза, в которой вам не больно сидеть всё время упражнения.
Критерием для готовности к позе лотоса служат следующие тесты, которые нужно легко, без малейшего усилия, выполнять:
• вы можете сесть на поперечный шпагат;
• вы можете сесть в бабочку (подошвы стоп друг к другу, подтянуть к паху, колени спокойно опускаются на пол);
• вы закидываете обе ноги за голову;
• вы делаете наклон вперед (стоя или сидя) с прямым низом спины, как бы крутясь в тазобедренных суставах, как прищепка на бельевой веревке… вы именно в тазобедренных суставах должны прокручиваться, а не растягивать спину, повреждая свои связки и межпозвонковые диски… при этом голова естественным образом будет опускаться на ноги и укладываться лицом ниже коленей… посмотрите рисунок какого-нибудь йога в утанасане…
Если вы делаете все эти 4 теста, то тогда можно начинать практиковать в лотосе.
Иначе, вы можете даже не заметить этого, но через какое-то время из-за напряжения в коленном суставе вы повредите себе этот сустав… (вы ведь будете выкручивать ноги не за счет безопасного поворота в круглых (шаровидных) тазобедренных суставах, а за счет излома коленей… у коленей шарнирный сустав, предназначенный сгибаться только в одной плоскости, отнюдь не на излом, а только в естественном направлении сгибания ноги)… сломается мениск… и хана на всю жизнь вашему духовному развитию в космически развернутой антенне…
Как добиться такого тела, чтобы выполнять все эти тесты?
Во-первых, просто практиковать медитацию, понемногу, но регулярно. Это самое важное и основное. Тело по настоящему расслабится и всё придет само, когда расслабится ваш Ум. В состоянии гипноза человек без всякой подготовки, живя буквально на костылях, может садиться в такие асаны, что лотос – это только цветочки…
Когда пациента на хирургическом столе обкалывают миорелаксантами и дают наркоз, то его связки так расслабляются, что из них вьют многометровые веревки, можно три раза себя ногами обмотать…
Но едва просыпается ум, как мгновенно стягиваются наши сухожилия и мышцы, и мы снова, согласно привязанному Уму, встаем на свои костыли, которые Он нам, подлец, подсовывает…
Можно немного интенсифицировать процесс, когда занимаешься параллельно с фундаментальной практикой расслабления Ума – специальной физической подготовкой, полезна та же хатха-йога, например. Но будьте осторожны, никогда не надо насиловать свои связки. И не забывайте, что первично и фундаментально, а что – второстепенно, и создано только для смены ритма, физической зарядки, разминки… Заниматься гимнастикой вообще, а йогой в частности, — нужно не для достижения результатов гибкости, как у Алины Кобаевой, а просто в удовольствие.
Мы не изменим себя и свою судьбу с помощью асан йоги, но даем сегодняшней энергии — которая соответствует нашему сегодняшнему уровню понимания и расслабления — возможность «затечь» в нужные места и передать проблемным зонам команду… новое качество, если это новое качество у вас появилось, если есть новое расслабление и понимание…
Двигаясь, напрягаясь, действуя телом, практикуя хатха-йогу или какую-то другую гимнастику — мы создаем условия: когда нам требуется сильное и гибкое тело, способное к таким нагрузкам… (а когда нам требуется что либо, тогда нам это дается)… нам помогают… и сама энергия начинает свою работу по реализации того, что нам нужно… и направляется в тело, в проблемные места, производя с ними изменения… согласно уровню нашего собственного сознания… не более… А вот Сознание… Сознание — дело фундаментальное… Мы этим и занимаемся, медитируя…
Дальше будет, что будет, а будет так, насколько мы сейчас мы… форсируя же события — можно еще и по башке получить от Матушки Природы…
Эта страница, как уже было сказано, находится в работе. Позже здесь будет опубликован комплекс той хатхи-йоги, которой занимаемся мы. У нас в группе эту «йогу» практикуют люди, самые разные по состоянию здоровья и возраста, ни у кого не возникло проблем, многие утверждают, что начинают, как в молодости, испытывать радость ощущения тела и напряжения мышц, хочется работать, двигаться…
Кроме того, на сайте будет опубликована статья о спонтанном цигун.
Это очень важное и полезное упражнение для здоровья и расслабления.
Спонтанный цигун – это отсутствие необходимости изучать сложные формы тайцзицюань (тайцзы, гимнастика даосов) и как-то хитро двигать свою энергию… наоборот, достаточно расслабиться – и энергия будет двигать ваше тело, прочищая всё на своем пути, оздоравливая, успокаивая, освобождая…
Также в скором будущем будут записаны на видео с подробными объяснениями комплексы, так называемого, «жесткого цигун» по работе с мышцами и сухожилиями: 8 Кусков Парчи (Ба Дуань Цзин) и легендарный комплекс Бодхидхармы из 18 упражнений «Канон преобразования мышц и сухожилий» (И Цзин Цзин).
Примечание: эта статья вышла в свет в 2007 году и поэтому всё еще носит в себе отпечаток неадекватности её автора, т.е. Вашего покорного слуги 🙂 На самом деле никакой особой ценности от моего объяснения роли «позы лотоса» в частности и хатха-йоги в целом — в этой статье нет, а словесные обороты всё ещё выдают во мне шизотерика, каковым я некоторое время и был. Если Вы хотите узнать что-то полезное о позе лотоса, то лучше это сделать прочитав более современную статью, опубликованную мной в 2012 году в нашем общешкольном журнале «Знак Волхва» под названием «К вопросу о практике в позе лотоса». А в этой статье, которую Вы только что прочитали, польза лишь в том, что я всё-таки осветил технику безопасности в процессе подвода себя к позе лотоса. Надеюсь, я хоть этим принес пользу некоторым людям. Если же говорить непосредственно о хатха-йоге, как о физкультурной составляющей, то мы уже давно пришли к базовым, простым, безопасным и эффективным комплексам: Сурья-Намаскар, 8 Кусков Парчи (Ба Дуань Цзин) и «Канон преобразования мышц и сухожилий» Бодхидхармы (И Цзин Цзин). Любого из этих комплексов будет совершенно достаточно, чтобы поддерживать своё тело в надлежащем состоянии и компенсировать продолжительные медитативные статические тренировки. Достаточно делать хоть что-то, минут по 20-30 в день… И, конечно, великое упражнение «Спонтанный цигун».
По материалам http://yoga.jofo.ru/blogХАТХА-ЙОГА

Каждый 50-й россиянин занимается йогой
ЙОГУ ВНЕДРЯЮТ В АРМИЮ